01.11.2021
Памятка «Успешно разрешаем конфликты»
3 типа подростковых конфликтов и способы их преодоления
1 тип. Конфликты с родителями
Пути решения:
Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение.
— Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание.
-Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает.
— Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее.
— Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.
2 тип. Конфликты с учителями
Учитель, как родитель в сознании подростков. Он распоряжается властью, раздает наказания и поощрения; авторитет, дающий знания. По мнению детей, он должен быть примером для подражания, понимающим другом, мудрым наставником.
Пути решения:
Хороший результат может дать диалог учителя с учеником.
5 основных правил:
- Первое — это спокойствие.
- Второе — анализ ситуации.
- Третье — открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
- Пятое — выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
3 тип. Конфликты со сверстниками
Причины конфликтов между учениками:
- борьба за авторитет
- соперничество
- симпатия без взаимности
- оскорбления
- личная неприязнь к человеку
- обиды
- обман, сплетни
- борьба за девочку (мальчика)
Пути решения:
Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого.
— Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.
— Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.
— Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, не спешить с советами.
Быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания общечеловеческих и моральных устоев.
Это:
- — отказ от агрессии;
- — терпение;
- — спокойное восприятие мира;
- -философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.
Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть терпимым в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни.
Правила толерантного общения:
— Уважай собеседника.
— Старайся понять то, о чем говорят другие.
— Отстаивай свое мнение тактично.
— Ищи лучшие аргументы.
— Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
— Стремись учитывать интересы других.
Службы медиации
Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов.
Эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.