Программа по профилактике безнадзорности, правонарушенийи употребления ПАВ на 2021-2026 годы

1

Пояснительная записка
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на
формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и
нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также
закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая,
как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет
завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы
осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения
потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё
место в будущем.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что
живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение
находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере
разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.
Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных
навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый
эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием
хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их
преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску
средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место
вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды
злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества
правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы
выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых
семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников,
вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства
толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы
ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее
активным участником.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ
принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом
РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом
РФ.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной
незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической
программе следующие цели:
 сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
 формирование потребности вести здоровый образ жизни;
 воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной
гражданской позиции;
 выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего
места в жизни;
 ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита
прав и свобод несовершеннолетних граждан в соответствии с Конвенцией о правах

2

ребенка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями Российской
Федерации.
Анализ воспитательной и профилактической работы школы в 2020 году, закона РФ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», городской
профилактической программы позволил сформулировать следующие задачи, решаемые данной
программой:
1.Ощуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию
здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей
в образовательном учреждении.
3.Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.
4.Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной
системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического
коллектива.
5. Формировать морально-волевые качества школьников.
6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого
эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии
ПАВ на жизнь человека.
8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие
проблемы самостоятельно.
9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а
также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.
10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать
стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными
принципами общества.
11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую,
воспитательную, профориентационную работу школы.
12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые
действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий
у
отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня
жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и
методологических принципах реализации:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы
риска.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об
общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые
являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических
барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где
ведущими аспектами такой деятельности
являются образовательный, воспитательный,
социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в
области безопасности, здоровья и законодательства.
3

Партнерство:
консолидация
возможностей
социальных
групп,
общественных
и
межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что
может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников
совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает следующие
разделы:
- работа с учащимися;
- взаимодействие с родительской общественностью;
- работа с педагогами школы;
- сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует
следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные,
интегративные, интерактивные.
Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах,
педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных
творческих дел, соревнованиях и других форма работы.
Реализация выше изложенных целей, задач и принципов предполагает достижения
следующих результатов:
- создание системы профилактической работы в школе;
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной
системы школы;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;
- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;
- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;
- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;
- активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах,
соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и
подростков;
- создание здоровой и безопасной среды в школе.
Школа имеет хорошую материально-техническую базу, кадрово-профессиональный состав и
глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт
сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает
благоприятные условия для успешного выполнения программы.

Программа профилактической работы в течение года
№
п/п
1.

Направления, формы и содержание
Сроки
Ответственные
деятельности
1. Организационно-профилактическая работа
Выявление семей и детей, находящихся в
Сентябрь
Классные руководители
социально опасном положении; детей группы
4

риска, а также детей, систематически
пропускающих по неуважительным причинам
занятия в школе
2.
Посещение учащихся на дому с целью изучения
Сентябрь
Классные руководители
жилищно-бытовых условий их жизни
3.
Создание банка данных неблагополучных детей,
Сентябрь
Зам. директора по ВР,
детей группы риска
классные руководители
4.
Создание картотеки индивидуального учёта
Сентябрь
Зам. директора по ВР,
социально тревожных семей и семей группы
классные руководители
риска
5.
Изучение социальной инфраструктуры
Октябрь,
Зам. директора по ВР
микрорайона. Выявление детей, достигших
ноябрь
школьного возраста, но не посещающих школу;
принятие мер по их воспитанию и получению
образования
6.
Знакомство учащихся и их родителей с уставом
Сентябрь
Классные руководители
ОУ, правилами поведения учащихся, едиными
требованиями в школе
7.
Посещение семей учащихся с целью изучения
В течение года Классные руководители
характера взаимоотношений, особенностей
семейного воспитания, эмоциональной
атмосферы в семье
9.
Проведение операции «Защита» по выявлению
В течение года Администрация, кл.
случаев жестокого обращения с ребёнком,
руководители, психолог
вовлечения его в алкоголизацию, наркотизацию,
безнадзорное существование
10.
Работа Совета по профилактике
В течение года Зам. директора по ВР
правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних
11.
Ведение «Карт индивидуальной работы с
В течение года Зам. директора по ВР,
семьями и детьми, находящимися в социально
классные руководители
опасном положении»
12.
Взаимодействие с инспектором ГОВД,
В течение года Зам. директора по ВР
медицинскими, дошкольными учреждениями в
микрорайоне школы по своевременному
выявлению неблагополучных семей, имеющих
детей школьного возраста
13.
Своевременное информирование родителей,
В течение года Классные руководители
администрации школы, органов опеки,
правоохранительных органов о возникающих
проблемах.
2. Организация работы с учащимися ОУ, находящимися в социально-опасном положении и
детьми группы риска
Направление «Всеобуч»
1.
Установить контроль над посещаемостью
Ежедневно
Зам. директора по УВР,
занятий учащимися
классные руководители
5

2.
3.
4.

5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.

1.

2.

3.

4.
5.

6.

Выяснить причину отсутствия учащихся в
Ежедневно
школе
Вести в классах рапортички учёта
Ежедневно
посещаемости учащимися школы
Представлять администрации сведения об
Ежедневно
анализе причин непосещения учащимися школы
и о принятых мерах
Систематически посещать семьи учащихся,
В течение года
которые пропускают уроки без уважительной
причины
Представлять администрации сведения о работе
Ежедневно
с учащимися и их родителями и о принятых
мерах
Рассматривать на совещаниях и педсоветах
По плану
вопросы о пропусках занятий учащимися
Контролировать посещаемость обучающихся,
В течение года
склонных к пропускам учебных занятий
Обсуждать вопросы пропусков занятий на
В течение года
заседаниях родительского комитета, классных
родительских собраниях
Привлекать к работе с прогульщиками и их
В течение года
родителями школьный Совет профилактики,
сотрудников КДН и ЗП
Постоянное отслеживание пробелов в ЗУНах
В течение года
«трудных» учащихся. Определение системы
дополнительных занятий, помощи и
консультирования
Направление «Психолого-педагогическое»
Разработка планов психолого-педагогической
Сентябрь
помощи детям, совершающим правонарушения,
находящимся в СОП
Оказание всех видов психологической помощи
В течение года
детям (психодиагностика, психопрофилактика,
психокоррекция и т.д.)
Проведение тренингов, направленных на
В течение года
развитие навыков позитивного общения,
способностей к самостоятельному решению
жизненных трудностей; укрепление
взаимопривязанности детей и родителей
Диагностическая работа по выявлению раннего Ноябрь
отклоняющегося поведения учащихся 1 классов
Контроль за учебой, выполнением домашнего
В течение года
задания, пропусками занятий по
неуважительной причине
Беседы с детьми, оказавшимися в трудной
В течение года
жизненной ситуации, по предупреждению

Классные руководители
Классные руководители
Зам. директора по УВР

Классные руководители

Зам. директора по УВР,
классные руководители
Зам. директора по УВР
Классные руководители
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Администрация, кл.
руководители, психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог
Кл. руководители

Педагог-психолог

6

7.

1.

2.

3.

1.
2.
3.

4.
5.
6.

1.

2.

3.
4.
5.

1.

случаев детского суицида
Формирование групп трудновоспитуемых
Октябрь
учащихся для коррекционной работы
Направление «Медико-социальное»
Организация циклов бесед для родителей и
В течение года
детей (формирование ЗОЖ; привитие
санитарно-гигиенических навыков;
половозрастные особенности развития, о вреде
алкоголя, табака, снюсов и т.д.)
Организация мероприятий, направленных на
В течение года
профилактику социальных болезней у
несовершеннолетних. Встречи с врачомнаркологом.
Проведение профилактических медикоПо плану
социальных осмотров детей из
неблагополучных семей.
Направление «Социально-правовое»
Информирование детей и родителей об их
В течение года
правах и обязанностях
Организация консультаций по социальноВ течение года
правовым вопросам
Проведение бесед с учащимися (анализ
В течение года
собственного поведения; законопослушное
поведение и т.д.)
Защита прав и интересов детей, находящихся в
В течение года
СОП
Проведение классных часов и бесед о правах
В течение года
ребёнка
Беседы инспектора ОВД с учащимися,
В течение года
склонными к правонарушениям
Направление «Социально-экономическое»
Предоставление адресной, благотворительной
В течение года
помощи детям из социально тревожных,
малообеспеченных семей.
Устройство безнадзорных детей в учреждения
В течение года
государственного обеспечения,
специализированные учреждения
Организация бесплатного питания детей из
В течение года
социально тревожных, малообеспеченных семей
Организация летнего отдыха детей
Июнь
Оказание всех видов социальноВ течение года
реабилитационной помощи семьям и детям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию
Направление «Культурно-досуговое»
Сотрудничество с учреждениями
Сентябрь
дополнительного образования. Привлечение

Педагог-психолог

Кл. руководители,
педагог-психолог

Кл. руководители,
педагог-психолог

Медработник

Кл. руководители
Зам. директора по ВР,
кл. руководители
Кл. руководители,
педагог-психолог
Администрация,
кл. руководители
Кл. руководители
Зам. директора по ВР

Администрация

Зам. директора по ВР

Администрация
Зам. директора по ВР
Администрация, кл.
руководители, психолог

Зам. директора по ВР,
кл. руководители
7

детей к занятиям в спортивных секциях ДЮСШ
и кружках по интересам в ДДТ и ГДК.
2.
Привлечение детей, попавших в трудную
В течение года Зам. директора по ВР,
жизненную ситуацию к организации и
кл. руководители
проведению культурно-досуговых мероприятий
в школе.
3.
Организация и контроль досуга учащихся на
В течение года Кл. руководители
каникулах, организация летнего отдыха
обучающихся, находящихся в ТЖС.
4.
Вовлечение детей, стоящих на учёте в ПДН,
В течение года Зам. директора по ВР,
КДН и внутришкольном учёте в общественнокл. руководители
значимую деятельность.
3. Организация работы с семьями, где есть дети, находящиеся в социально-опасном положении,
и дети группы риска.
1.
Организация психолого-педагогического
В течение года Кл. руководители,
консультирования членов семей, имеющих
психолог
детей, склонных к девиантному поведению
2.
Организация консультативной помощи по
В течение года Администрация, кл.
социально-правовым вопросам для членов
руководители
семей, чьи дети находятся в СОП
3.
Оказание помощи в оформлении документов,
В течение года Администрация, кл.
писем, запросов семьям, имеющим детей
руководители
группы риска, детей, склонных к
бродяжничеству
4.
Проведение для родителей лекций по
В течение года Зам. директора по ВР,
пропаганде ЗОЖ; профилактике наркомании,
кл. руководители
алкоголизма, преступности
несовершеннолетних, разъяснению прав и
обязанностей родителей в делах воспитания и
обучения
5.
Организация встреч родителей с психологом,
В течение года Кл. руководители
врачами, юристами
6.
Привлечение семей к участию в мероприятиях
В течение года Кл. руководители
культурно-оздоровительного характера
(спортивные игры, туристические походы и т.д.)
4. Организация работы с классными руководителями и педагогами по вопросам профилактики
правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
1.
Организация и проведение семинаров, круглых
По плану
Зам. директора по ВР,
столов, совещаний по вопросам работы с
психолог
неблагополучными семьями и детьми, по
профилактике безнадзорности и
правонарушений, предотвращению девиантного
поведения детей
2.
Проведение консультативных встреч,
В течение года Зам. директора по ВР
практических занятий с представителями
правоохранительных органов, органов опеки по
8

3.
4.

5.

1.

2.

3.

4.

вопросам правовой защиты детей и
ответственности несовершеннолетних
Психолого-педагогическое консультирование
В течение года Психолог
кл. руководителей
Проведение заседаний МО классных
По плану
Зам. директора по ВР
руководителей по вопросам организации работы
с родителями
Создание методической библиотеки по
В течение года Зам. директора по ВР
вопросам организации работы с родителями
5. Взаимодействие ОУ со службами и ведомствами города по вопросам профилактики
правонарушений и безнадзорности.
Консультационная работа:
В течение года Администрация, кл.
- правоохранительные органы;
руководители, психолог
- юридическая консультация;
- органы опеки и попечительства
Профилактическая работа:
В течение года Администрация, кл.
- медицинские учреждения;
руководители, психолог
- службы психолого-педагогической помощи
семье;
- органы опеки и попечительства;
- службы по оказанию социальной помощи
семье;
- образовательные и воспитательные
учреждения;
- ОВД
- КДН и ЗП
Осуществление индивидуальных
В течение года Администрация, кл.
воспитательных мероприятий в отношении
руководители
родителей и лиц, их заменяющих, злостно не
выполняющих свои обязанности:
- органы опеки и попечительства;
- ПДН;
- КДН и ЗП;
- правоохранительные органы
Психолого-педагогическое, медико-социальное В течение года Администрация, кл.
и правовое просвещение родителей учащихся и
руководители, психолог
педагогов:
- медицинские учреждения;
- службы психолого-педагогической помощи
семье;
- ОВД;
- КДН и ЗП;
- ПДН;
- органы опеки и попечительства.

9

Перспективы развития профилактической программы МБОУ ООШ № 3.
Воспитательная и профилактическая программа школы № 3 находится в состоянии постоянного
совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое
событие в жизни образовательного учреждения, запросы, предъявляемые к системе образования
государством и обществом. В связи с этим приоритетами работы школы будут:
По взаимодействию с учащимися:
- повышение социальной активности учащихся через интеграцию учебного и
воспитательного
процессов, широкое внедрение современных технологий в работу школы;
- создание единой информационной базы об учащихся и их семьях;
- учет профильной подготовки учащихся старших классов в профилактической работе школы;
- создание адаптивной воспитательной среды для разных категорий учащихся
- усиление взаимодействия с партнерами школы по профилактической и воспитательной работе.
По кадровому составу:
- эффективное использование городской системы повышения квалификации педагогических,
административных кадров;
- повышение качества работы методического объединения классных руководителей в ходе
обсуждения разных проблем в профилактической работе;
- отработка новых моделей здоровье сберегающих технологий;
- изучение, обобщение и внедрение методов работы опытных педагогов;
- унификация документооборота по воспитательной и профилактической работе школы на основе
федеральных, городских законов и программ, окружных методических рекомендаций.
По работе с родительской общественностью:
- систематическое проведение психолого-педагогического лектория для родителей учащихся
школы с привлечением соответствующих специалистов в этой области;
- организация единого непрерывного педагогического взаимодействия родитель-ученик-учитель.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».