План внеурочной деятельности ООО 2023-2024

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 3 ИМЕНИ Д.К. БУЛГАНИНА»

УЧТЕНО МНЕНИЕ
Совета родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
Протокол от 30.08.2023 № 1

ПРИНЯТ
решением Педагогического совета МБОУ
ООШ №3
Протокол от № 1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДЕН
Приказом от 30.08.2023 года № 284
Директор_________Л.С. Орлова

План внеурочной деятельности
основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
выписка
из основной образовательной программы
основного общего образования

Полярные Зори
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
(предметных,метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
План внеурочной деятельности МБОУ ООШ №3 является обязательной частью
организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы
внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела
основной образовательной программы.
План
внеурочной
деятельности
является
нормативным
документом,
определяющим объем, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по
годам обучения. Формы внеурочной деятельности, позволяющие реализовать модель
внеурочной деятельности, и часы, выделяемые на ее реализацию, указаны в плане
внеурочной деятельности.
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности является неотъемлемой и обязательной частью
основной образовательной программы основного общего образования в 1-4-х классах
муниципального бюджетного о общеобразовательного учреждения города Полярные Зори
«Основная общеобразовательная школа № 3 имени Д.К. Булганина» (далее МБОУ ООШ №3)
является частью основной образовательной программы МБОУ ООШ №3, принятой
Педагогическим советом от 30.08.2023 протокол № 1, утвержденной приказом директора №
285 от 30.08.2023, разработанной в соответствии с целями и задачами ФГОС основного общего
образования.
План внеурочной деятельности формируется МБОУ ООШ №3 с учетом предоставления
права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных
курсов, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне основного общего
образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.
Программы внеурочной деятельности ООО реализуются в соответствии с особенностями
МБОУ ООШ №3, с учетом влияния следующих факторов: традиции и возможности школы,
запрос родителей (законных представителей) обучающихся.
Нормативно-правовая база
План внеурочной деятельности ГБОУ школы № 634, реализующий основную
общеобразовательную программу основного общего образования и формируется в
соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 (для 5-7 классов) (далее – ФГОС ООО);
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 (для 8-9 классов) (далее – ФГОС основного общего
образования);
•
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам основного
общего, основного общего и среднего общего образования”

2

•
Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности
в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части
проектной деятельности»;
•
Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму
Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04);
•
санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
•
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
•
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Полярные Зори «Основная общеобразовательная школа № 3 имени Д.К. Булганина»;
•
Основной образовательной программой основного общего образования, принята
педагогическим советом МБОУ ООШ №3 протокол №5 от «29» мая 2023 года, утвержденной
приказом директора №193 от 31. 05.2023 г.
•
Положением «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Полярные Зори
«Основная общеобразовательная школа № 3 имени Д.К. Булганина», утвержденного приказом
директора от 01.09.2021 №254 (протокол педагогического совета МБОУ ООШ №3 № 1 от
30.08.2021).
Реализация плана в соответствии с требованиями ФГОС
Внеурочная деятельность организуется по направлениям видов деятельности и
развития личности обучающихся с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее
формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико –
ориентированные характеристики.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с
выбором участников образовательных отношений.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется
его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй
половине дня в заявительном порядке. Обучающимся предоставляется возможность посещать
занятия в музыкальных и художественных школах, спортивных секциях, кружках в
учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по
выбору родителей (законных представителей) обучающихся.
Требование обязательного посещения обучающимися максимального количества
занятий внеурочной деятельности не допускается.
На одного обучающегося может приходиться от 1 до 5 занятий. Количество человек в
группах – не менее 8 человек.
Для обучающихся 5-9-х классов продолжительность занятия внеурочной деятельности
не превышает 40 минут.

3

Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания
уроков. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 20 минут. Продолжительность перемены между занятиями внеурочной
деятельности не менее 10 минут. Чередование учебной и внеурочной деятельности
устанавливается календарным графиком школы. Возможно проведение занятий внеурочной
деятельностью во время каникулярных дней.
Для организации внеурочной деятельности МБОУ ООШ №3 самостоятельно
разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности (возможно
использование программ института стратегии развития образования https://edsoo.ru/rabochieprogrammy/ ).
Реализуется программа за счет линейных и нелинейных курсов. На их изучение
установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой
учителя.
Предусмотрено
дистанционное
сопровождение
программ
на
случай
неблагоприятной эпидемиологической обстановки в 2023-2024 учебном году.
Преподавательский состав имеет педагогическое образование и курсы повышения
квалификации по ФГОС.
Администрация осуществляет контроль за реализацией образовательной программы
ООО, в том числе и внеурочной деятельности.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется
МБОУ ООШ №3 через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность реализуется с учетом и в единстве с Программой воспитания.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми
своихпотребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной,
культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных
занятий и в рамках основных образовательных дисциплин, поддержка учебной деятельности
обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы основного общего
образования.
Задачи внеурочной деятельности:
• поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы основного общего образования, в том числе углубленное
изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
• формирование функциональной грамотности обучающихся;
• развитие
личности,
ее
способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей и интересов, самореализации обучающихся;
• реализация комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной
организации, класса, занятия, в том числе творческих объединений по интересам;
• совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
• формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;

4

• повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной
и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
• развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
• поддержка детских
объединений,
формирование
умений
ученического
самоуправления;
• формирование культуры поведения в информационной среде.
•
Реализация внеурочной деятельности в МБОУ ООШ №3 осуществляется
через модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
Формы и виды организации внеурочной деятельности
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу;
обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный
состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции,
практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и др.
Для реализации плана внеурочной деятельности используются следующие виды
внеурочной деятельности в соответствии с государственным стандартом:
•
игровая деятельность;
•
познавательная деятельность;
•
проблемно-ценностное общение;
•
художественное творчество;
•
социальное творчество;
•
спортивно-оздоровительная деятельность;
•
краеведческая деятельность.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитываются при определении
объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной
программы.
Направления внеурочной деятельности
При формировании плана внеурочной деятельности МБОУ ООШ №3
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
5

техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным поступкам.
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся.
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение
связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки
или факультативы.
1 час в неделю – на занятия «Россия – мои горизонты», направленные на
удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые
игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение ярмарок профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание
условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей
как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои
силы и возможности.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
• занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов
или модулей (факультатив «Физика вокруг нас»);
• занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности (научное
сообщество «Школа будущих инженеров»);
• занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или
особыми этнокультурными интересами участников образовательных
отношений (внеурочное занятие «На Севере – жить!» ОДНКНР);

6

Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом
и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов.
Основные задачи:
• раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к
культуре;
• физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение
к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых;
• оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы:
• занятия школьников в различных творческих объединениях (театральный
кружок «Путешествие в сказку»);
• занятия школьников в спортивных объединениях (ШСК);
• занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности
(кружок «Основы туризма и ориентирования»);
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности.
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных
умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать
и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в
образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за
формирование макро- и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности
общественных объединений «Движение первых», ВВПОД «Юнармия»;
Учет занятий внеурочной деятельности
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками,
ведущими занятия. Для этого в МБОУ ООШ №3 оформляются электронные журналы учета
занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О.
педагогических работников. Даты, темы и формы проведенных занятий вносятся в журнал в
соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися
класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.

7

Описание процедуры установления объема часов внеурочной
деятельности на каждого обучающегося
Количество часов в неделю и в год, отводимых на внеурочную деятельность,
установлено учебным планом МБОУ ООШ №3 на 2023-2024 учебный год.
Набор занятий, их содержание формируется с учетом пожелания обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Оценивание результатов курсов внеурочной деятельности
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без бального оценивания
результатов освоения курса. Уровень достижения планируемых результатов определяется по
окончании изучения курса на основе проведения диагностик, может быть реализовано через
проведение творческих вечеров, постановку спектаклей, организацию тематических
мероприятий и выставок, а также работу с портфолио обучающегося, что позволяет решать
задачи воспитания, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка,
ведет к повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных
возможностей каждого ребенка, развитию дальнейшего творческого роста.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых
результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.
Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих
результатов.
Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности соответствуют
современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС ООО как
система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ
внеурочной деятельности ООО включают осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной
и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности отражают
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания,
патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания,
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия,
трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а
также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды.
Метапредметные результаты включают:
• освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
8

• готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
• овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение овладевать:
• познавательными универсальными учебными действиями;
• коммуникативными универсальными учебными действиями;
• регулятивными универсальными учебными действиями.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия,
работать с информацией.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения
самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
Предметные результаты включают:
• освоение обучающимися в ходе занятий научных знаний, умений и способов действий,
специфических для соответствующего курса внеурочной деятельности; предпосылки
научного типа мышления;
• виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те
виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
•
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
•
Личность самого обучающегося
•
Детский коллектив
•
Профессиональная позиция педагога
•
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность
познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности:
•
Листы наблюдений
•
Контрольные вопросы
•
Анкеты
•
Тесты
•
Защита проектов
•
Результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней.
•
Активность участия во внеклассных мероприятиях

Кадровое обеспечение и финансово- экономические условия организации
внеурочной деятельности
Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС основного общего образования обеспечивают реализацию
образовательной программы, в том числе в части внеурочной деятельности.
9

При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг
образовательной организацией в соответствии с ФГОС основного общего образования в
норматив включены затраты рабочего времени педагогических работников МБОУ ООШ №3
на внеурочную деятельность.

При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой МБОУ ООШ №3. Нагрузка
педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при
тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по
основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках
внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации внеурочной деятельности в школе имеются следующие условия:
1.
Оснащение актового зала и кабинетов звуковой и мультимедийной
аппаратурой.
2.
Оснащение читального зала библиотеки.
3.
Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
4.
Оснащение спортивного зала инвентарем.
5.
Оборудование рабочего места педагогов.
Занятия в школе проходят в одну смену, имеется столовая, организовано двухразовое
питание.
Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию
и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база
соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также
техническим и финансовым нормативам, установленным для обслуживания этой базы.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».