Учебный план НОО 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Полярные Зори
«Основная общеобразовательная школа № 3 имени Д.К. Булганина»

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 30.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
директором МБОУ ООШ №3
Приказ № 287
от 30.08.2023

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2023 – 2024 учебный год

город Полярные Зори (с п.т.), Мурманская область 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Полярные Зори
«Основная общеобразовательная школа № 3 имени Д.К. Булганина» для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города
Полярные Зори «Основная общеобразовательная школа № 3 имени Д.К. Булганина», разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования.
Учебный план начального общего образования МБОУ ООШ №3 на 2023-2024 учебный год разработан в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 11.02.2022 № 69, от 07.10.2022 № 888);
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
стандарта начального общего образования» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 №569);
- Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023г. № 372;
- Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
- Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму Минпросвещения
России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04);
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2;
- Постановлением ЦГСЭН в Мурманской области от 17.11.2000 № 11 «Об утверждении и введении «Гигиенических требований к условиям
обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений в условиях Кольского Заполярья»;

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Полярные Зори «Основная общеобразовательная
школа № 3 имени Д.К. Булганина»;
- Положением «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
города Полярные Зори «Основная общеобразовательная школа № 3 имени Д.К. Булганина», утвержденного приказом директора от 01.09.2021
№254 (протокол педагогического совета МБОУ ООШ №3 № 1 от 30.08.2021).
Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждённые
приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм., приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020
г. № 766), от 21.09.2022 № 858.
Учебный план определяет:
- перечень предметных областей: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке; иностранный
язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики,
искусство, технология, физическая культура
- состав учебных предметов;
- недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
- максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная
часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может
быть использовано для более основательного изучения обязательных учебных предметов, изучения других предметов.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Полярные Зори «Основная общеобразовательная школа № 3
имени Д.К. Булганина» языком обучения является русский язык.
Содержание образования начального общего образования в МБОУ ООШ №3 определено учебно – методическим комплектом «Школа
России».
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение».
Предмет «Русский язык» - часть единого непрерывного курса обучения в начальной школе. Основное назначение данного предмета
состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка,
помочь ему осознать себя носителем языка. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Школьники
овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные
тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма. На изучение Русского языка отводится 5 часов
в неделю.
Предмет «Литературное чтение» - наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему
развитию и воспитанию ребёнка. Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности
младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства

самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и
чтении. На «Литературное чтение отводится 4 часа в неделю в 1-4 классах. Из части, формируемой участниками образовательных отношений,
на изучение предмета добавляется 1 час в 1А, 2А классах.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений в 3А классе выделен 1 час на изучение Русского родного языка.
Изучение предмета направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи,
формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре,
традициям и обычаям родного края.
Предметная область «Иностранный язык», представлена учебным предметом «Иностранный язык (английский)».
Предмет «Иностранный язык (английский)» изучается со 2 класса по 2 часа в неделю, преподается в рамках базового уровня на основе
УМК Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и
письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к
дальнейшему овладению иностранным языком. При проведении учебных занятий по иностранному языку (английскому), при наполняемости
класса 18 и более человек, осуществляется деление школьников на две группы. Также может осуществляться деление школьников в классе
наполняемостью менее 18 человек на две группы, в зависимости от наличия в классе детей с ОВЗ, требующих коррекции речевых нарушений
и оптимизации коммуникативных навыков.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». Основные задачи начального
обучения математике направлены на формирование у младших школьников элементарных математических представлений и структуры
мышления, подготовку их к дальнейшему изучению предмета. Поставленные задачи решаются за счет использования различных программ и
интеграции данной предметной области с геометрией и информатикой, что обеспечивает высокий развивающий эффект обучения, интенсивное
его влияние на умственное развитие детей. На математику отводится по 4 часа в неделю.
Информатика в начальной школе изучается во 2 – 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебных предметов «Математика» и
«Технология».
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена предметом «Окружающий мир», на изучение которого
отводится по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным и практико-ориентированным. В его содержание дополнительно
введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Его ведение характеризуется важным и необходимым условием стабильного развития нашего государства с целью личной безопасности
каждого ребёнка.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». На изучение предметов
отводится по 1 часу в неделю.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» и характеризуется практико-ориентированной
направленностью содержания обучения; применением знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных
предметов для решения технических и технологических задач; применением полученного опыта практической деятельности для выполнения
домашних трудовых обязанностей. В 1 - 4 классах предмет изучается 1 час в неделю.

Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура», изучается по 2 часа в неделю. «Физическая
культура» является необходимым условием воспитания здорового будущего поколения, и имеет большое значение для развития физического,
художественно-эстетического потенциала личности, формирования творческой активности, а также сохранения здоровья обучающихся. Третий
час по предмету «Физическая культура» во 2-4 классах реализуется через внеурочную деятельность.
В 4 классе вводится предметная область «Основы религиозных культур и светской этики», представленная курсом «Основы религиозных
культур и светской этики». При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных
модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (1 час в неделю, 34 часа в год).
В 2023-2024 уч.году по выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы светской этики.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям видов деятельности и развития личности обучающихся с учетом намеченных задач
внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с
учетом занятости обучающегося во второй половине дня в заявительном порядке. Обучающимся предоставляется возможность посещать занятия
в музыкальных и художественных школах, спортивных секциях, кружках в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие
дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся.
Требование обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности не допускается.
Для обучающихся 1-4-х классов продолжительность занятия внеурочной деятельности не превышает 40 минут.
Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания уроков. Продолжительность перемены между урочной
и внеурочной деятельностью составляет не менее 20 минут. Продолжительность перемены между занятиями внеурочной деятельности не менее
10 минут. Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным графиком школы. Возможно проведение занятий
внеурочной деятельностью во время каникулярных дней.
При формировании плана внеурочной деятельности МБОУ ООШ №3 предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности
«Разговоры о важном».
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся.
Основные направления деятельности:
• занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей (научное сообщество «Школа будущих
инженеров», кружки «Мы твои друзья», ЮИД);
• занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности (исследовательские проекты «Учусь создавать проект»);
• занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников
образовательных отношений (Внеурочное занятие «На Севере – жить!»;

- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные организационные формы:
• театральный кружок «Путешествие в сказку»;
• хоровая студия, кружок «Веселые нотки»;
• занятия в ШСК.
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение
деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления,
на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности общественного объединения «Орлята России».
Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Полярные Зори «Основная общеобразовательная
школа № 3 имени Д.К. Булганина» начинается 01.09.2023 и заканчивается 24.05.2024.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели. Учебные занятия для учащихся 1-4
классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели.
Начало занятий – 09.00ч.; окончание занятий - 15.05ч.
Продолжительность урока:
с 01.09.2023 по 25.05.2024г. во 2-4 классах по 40 минут с разрывом во времени:
1-й перерыв - 10 минут
2-й перерыв - 20 минут
3-й перерыв - 20 минут
4-й перерыв - 10 минут
5-й перерыв - 15 минут
6-й перерыв - 10 минут
Предусмотрен ступенчатый режим обучения в 1-х классах:
с 01.09.2023г. по 31.10.2023г. - 3 урока по 35 минут каждый;
с 01.11.2023г. по 27.12.2023г. - 4 урока по 35 минут каждый;
с 09.01.2024г. по 25.05.2024г. - 4 урока по 40 минут каждый,
с разрывом во времени:
1-й перерыв - 20 минут;
2-й перерыв - 10 минут;
30 минут (динамическая пауза)
3-й перерыв - 20 минут.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или)
среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом
и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе - не более 1 часа, во 2-3
классах – не более 1,5 часов, в 4 классе – не более 2 часов. (СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 г. № 2, раздел 6).
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и
каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для
первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией. Начальное общее образование предусматривает проведение
промежуточной аттестации, начиная со второго класса и подразделяется на:
- годовую – оценка качества усвоения обучающимися всего объема содержания учебного предмета за учебный год;
- четвертную - оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного
предмета по итогам четверти на основании текущей аттестации;
- текущую - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его
изучения обучающимися по результатам проверки (проверок).
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками
образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Четвертная промежуточная
аттестация проводится в две последние недели четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города
Полярные Зори «Основная общеобразовательная школа № 3 имени Д.К. Булганина».
При промежуточной аттестации обучающихся применяются следующие формы оценивания:
- пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах),
- безотметочное оценивание в виде зачета.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме качественных оценок на критериальной
основе, по итогам проверки самостоятельных работ. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются учителем, согласуются со
школьным методическим объединением. Аттестация в 1 классе проходит на основании результатов обучения в 1 классе без фиксации их
достижений в электронном журнале в виде отметок.
Четвертная, годовая аттестация могут сопровождаться выполнением обучающимися тематических, итоговых четвертных, годовых
контрольных работ, диктантов, тестов, зачетов, защитой реферата, проектной работой и др.
Промежуточная аттестация по итогам учебного года проводится с третьей недели апреля до середины мая, без прекращения учебного
процесса и предусматривает следующие формы:

Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозный культур и светской этики

класс
1
2-3
4
1
2-4
2-4
1-3
4
1-3
4
4

Формы промежуточной аттестации
Контрольное списывание
Диктант с грамматическим заданием
Контрольная работа в формате всероссийской проверочной работы / ВПР
Техника чтения
Техника чтения, задания на работу с текстом по проверке смыслового чтения
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа в формате всероссийской проверочной работы / ВПР
Тестовая работа
Контрольная работа в формате всероссийской проверочной работы / ВПР
Индивидуальный проект

Учебный план НОО
Предметная область

Учебный предмет
1а

Количество часов в неделю
2а
3а
4а

4б

Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных культур и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого
Наименование учебного курса
Русский родной язык
Литературное чтение
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир

5
4
0
4
2

Основы религиозных культур и светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

0
1
1
1
2
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
0
1
1
21
33
693

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

0
1
1
1
2
22

0
1
1
1
2
22

1
1
1
1
2
23

1
1
1
1
2
23

0
1
1
23
34
782

1
0
1
23
34
782

0
0
0
23
34
782

0
0
0
23
34
782

План внеурочной деятельности НОО
Направления развития личности

Форма организации

Программа

Часть, обязательная для всех обучающихся
Разговоры о важном
Информационно-просветительские
занятия
патриотической, внеурочное занятие
нравственной иэкологической направленности «Разговоры о важном»
Занятия по формированию функциональной грамотности
факультатив
Становлюсь грамотным
обучающихся
читателем: читаю,
думаю, понимаю
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
факультатив
В мире профессий
интересов и потребностей обучающихся
Вариативная часть
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
научное
Школа будущих
социокультурных потребностей обучающихся
сообщество
инженеров
исследовательские
Учусь создавать проект
проекты
кружок
Юные инспектора
дорожного движения
кружок
Мы твои друзья
внеурочное занятие
На Севере – жить!
Занятия, направленныена удовлетворение интересов и потребностей
кружок
Школьный театр
обучающихся втворческом и физическом развитии,помощь в
«Путешествие в сказку»
самореализации, раскрытии и развитииспособностей и талантов
хоровая студия
Хоровое пение
кружок
Веселые нотки
ШСК
Общая физическая
подготовка
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и общественное
Орлята России
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение объединение
деятельности социально ориентированных ученических сообществ,
детских общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на организацию совместно с обучающимися
комплекса мероприятий воспитательной направленности
ИТОГО
Количество учебных недель
Всего часов в год

Кол-во часов в неделю, класс
1
2
3а
4а
4б
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1
1

1
1

8
33
264

8
34
272

9
34
306

10
34
340

9
34
306


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».