Программа гражданско-патриотического воспитания

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Полярные Зори
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 3 имени Д.К. Булганина»
ПРИКАЗ
№ 418

29.12.2020
Об утверждении программы
гражданско – патриотического воспитания
обучающихся МБОУ ООШ №3 на 2021-2025 годы

С целью становления и развития личности обучающихся, обладающей
качествами гражданина и патриота своей страны и на основании решения
педагогического совета МБОУ ООШ №3 (протокол №5 от 05.11.2020 года)
П Р И К А З Ы В А Ю:
1.
Утвердить программу (далее Программа) гражданско – патриотического
воспитания обучающихся МБОУ ООШ №3 на 2020-2025 годы (Приложение)
2.
Заместителю директора по ВР Садиловой Т.А.:
2.1 довести содержание данной Программы до сведения всех участников
образовательных отношений в срок до 31.01.2021 года;
2.2 проводить анализ реализации Программы на заседаниях МО классных
руководителей, МС, педагогических советах.
3.
Классным руководителям и учителям-предметникам при планировании
воспитательной работы в классах руководствоваться данной Программой.
4.
Редактору сайта Гариной Е.Ф. разместить данную Программу на
официальном сайте школы в срок до 14.01.2021 года
5.
Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя
директора по ВР Садилову Т.А..
Директор МБОУ ООШ № 3
С приказом ознакомлены:

Л.С. Орлова
Т.А. Садилова
Е.Ф. Гарина

Приложение
к приказу № 418
от 29.12.2020 года
Пояснительная записка
к программе гражданско – патриотического воспитания обучающихся МБОУ ООШ № 3
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического
воспитания обучающихся в МБОУ ООШ № 3 и направлена на воспитание патриотизма и
формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов
педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда
воспитательных и социальных проблем.

1. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом
зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня
коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.
Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в
различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу
других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей
не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический,
военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной
к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную
независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую
нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести
современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического
воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и
жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого
подхода невозможна. Содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания
школы адекватны современным социально-педагогическим реалиям. Гражданскопатриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно
обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и
взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в
управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления
ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное
развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданскопатриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей
качествами гражданина и патриота своей страны.
2. Цель Программы:
Создание организационно-педагогических условий для активизации, содержательного
обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского
самоуправления по формированию гражданственности и патриотизма как значимых личных
качеств у обучающихся школы.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры

интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды
деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для
эффективного патриотического воспитания школьников;

формирование
эффективной
работы
по
патриотическому
воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого школьника верности Отечеству,
готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому
России, к традициям родного края;

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и
духовно-нравственных ценностей родного края.

3. Ведущие направления деятельности, способствующие реализации
цели программы:
- ликвидация
правовой безграмотности учащихся школы посредством трансляции
информации о правовой системе России, о правах и свободах гражданина;
- информирование и разъяснение политических и правовых событий и процессов в обществе
и государстве;
- ознакомление школьников с духовно-нравственными традициями различных сообществ,
формирование терпимости к различиям;
- формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим
Отечеством;
- профилактика политического и религиозного экстремизма, расовой неприязни в
молодежной среде
- формирование здорового образа жизни.
4. Модель реализации программы
1. Содержание образования.
В гражданско - патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания –
исторические, культурные, личностные проблемы.
Мы формируем патриотическое сознание и гражданское поведение; развиваем нравственные
качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность,
ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям,
милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции
и проекты, формируем опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим
нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными
категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная
мотивация, этические оценки.
2. Формы организации деятельности учащихся: уроки Мужества, социально-значимые акции,
создание поисковых групп, деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для
создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции
учащихся.
Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой
деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства,
развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой
деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской
мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование,
неполные предложения, опросы и т.д.)
3. Материальная база: учебно-методический комплекс по программе ОБЖ, истории,
обществознания, спортивный зал, школьный зал Боевой Славы, материально-техническое
обеспечение уроков, компьютеры.

Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Группа
Административнокоординационная

Консультативная

Педагоги школы

Специалисты,
сотрудничающие
учреждением
( социум)

Функции
Осуществление общего
контроля и руководства.
Руководство деятельностью
коллектива.
Анализ ситуации и внесение
корректив.
Координация реализации
программы.
Проведение семинаров,
консультаций.
Подготовка и издание
методических
рекомендаций.
Реализация программы в
системе воспитательной
работы.
Использование
современных
воспитательных технологий.
Организация
с профессиональной помощи
педагогам.
Проведение тренингов,
круглых столов, встреч.
Диагностика.

Состав
Директор
МБОУ ООШ № 3

Заместитель директора по
воспитательной работе

Педагоги школы,
воспитатель ГПД,
руководитель Зала боевой
славы
Методисты отдела
образования

Сроки реализации программы.
Возраст детей, участвующих в организации программы.
Программа гражданско–патриотического воспитания обучающихся МБОУ ООШ № 3
предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и
родителей образовательного учреждения, а также вневедомственные организации.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их
родители.
5. Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется
групповая и индивидуальная формы работы

6. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных
показателей уровня воспитанности обучающихся школы, а также на основе анкетирования
обучающихся с целью измерения степени готовности и стремления обучающихся к
выполнению гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его
проявления. Конечным результатом реализации программы должна стать положительная
динамика роста патриотизма.

1.

7. Основные направления деятельности и формы работы:
Организационно – методическое направление.

№ п/п
1.

2.

3.

Мероприятия
Административное совещание по
согласованию плана работы
педагогического коллектива по
гражданско – патриотическому
воспитанию.
Подготовка педагогического коллектива к
деятельности по гражданско –
патриотическому воспитанию
(педагогические советы, круглые столы,
учеба классных руководителей,
проблемные семинары и т.п.);
Проведение анкетирования обучающихся

Сроки
Ежегодно
сентябрь

Ответственные
Заместитель директора
по ВР

Ежегодно

Заместитель директора
по ВР

Ежегодно май

Заместитель директора
по ВР
кл. руководители

Участие в городских мероприятиях

2.
№ п/п Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Военно- спортивная игра «Орленок»

Ежегодно

Зам. директора по ВР
Кл. руководители

2.

Конкурс социальных проектов «Я –
гражданин России»

Ежегодно

Зам. директора по ВР
Кл. руководители

3.

Городской туристический слет

Ежегодно
сентябрь

Зам. директора по ВР
Кл. руководители

4.

Муниципальный этап конкурса
«Безопасное колесо»

февраль

Зам. директора по ВР
Кл. руководители

5.

Вахта памяти 9 мая, участие в акции
«Бессмертный полк»

Ежегодно май

Зам. директора по ВР
Кл. руководители

3. Школьные мероприятия.
№ п/п
Мероприятия
1.
1 сентября – День Знаний
2.

3.

3 сентября – День солидарности в
борьбе с терроризмом. Классные
часы
Пушкинская неделя

Громкие чтения по сказкам

Школьный конкурс рисунков
по произведениям А.С.Пушкина.

Беседы у книжных выставок:

Школьный этап конкурса на
лучшего чтеца любимых
произведений А.С.Пушкина

Городской этап конкурса на
лучшего чтеца любимых
произведений А.С.Пушкина

Сроки
1 сентября
ежегодно
Ежегодно

Ответственные
Зам. директора по ВР
Кл. руководители
Классные
руководители

Ежегодно октябрь

Зам. директора по ВР
Кл. руководители

4.

5.
6.

7.


Школьный этап конкурса
декоративно-прикладного
творчества: поделки, вышивки и т.д.

Городской этап конкурса
декоративно-прикладного
творчества: поделки, вышивки и т.д.

Городской творческий
конкурс «Проба пера»

Заключительный
литературный вечер

Выставка работ учащихся в
ГДК.
Годовщина освобождения Заполярья
от немецко-фашистских захватчиков
(по отдельному плану)

Встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны и
хором ветеранов труда «Огонек»
«Мы вспомним годы фронтовые» 
Конкурс рисунков «А мы
войны, представь себе, не знали».

Фотовыставка «Под мирным
небом».

Тематические классные часы

Тематические уроки по
истории, литературе, географии.

Тематическая выставка книг в
школьной библиотеке.

Участие в митинге на
площади летчиков, посвященном
годовщине освобождения Заполярья
от немецко-фашистских
захватчиков.
4 ноября - День народного единства.
Классные часы.
16 ноября – Международный день
толерантности
Беседы, классные часы
День матери

Конкурс стихов о маме.
Чаепитие

Классные часы «Моя мама
лучше всех». Изготовление открыток
для мам

Конкурсные программы,
посвященная Дню матери.

Изготовление стенгазет.

Конкурс творческих работ
(рисунков, сочинений, стихов,
посвященных мамам.)

Выставка детских работ

Ежегодно
по договоренности

Заместитель
директора по ВР
Кл. руководители

Ежегодно

Кл. руководители

Ежегодно

Кл. руководители
Педагоги

Ежегодно ноябрь

Классные
руководители

8.

9.

10.

11.

«Любимой маме!».

Фотоколлаж «Самая
прекрасная на свете – мамочка
любимая моя!»
10 декабря – День принятия
Всеобщей Декларации прав человека
и гражданина
12 декабря – День Конституции.

Беседы,

классные часы

уроки истории и
обществознания

ролевые игры
Месячник военно- патриотической
работы

Классные часы на военно –
патриотическую тематику
Школьный конкурс чтецов
«Живи и помни!»

Конкурс плакатов «Память
жива»

Конкурс рисунков «Нет в
мире краше Родины нашей!»

Смотр строя и песни (1-9
классы)

Игра «Зарничка» (5-6 классы)

«А ну-ка, парни!» (7,8-9
классы)

Встреча с ветеранами боевых
действий в Афганистане , участие в
митинге «Черный тюльпан»

Тематический обзор
литературы о Великой
Отечественной войне, о современной
жизни в Армии и на Флоте.

Участие в городском
конкурсе художественного детского
творчества «Энергия Севера»
День города.

Субботник
по
уборке
территории

Встречи
с
интересными
людьми

Выпуск тематических газет

Классные часы «Я люблю
мой город»

Тематическое рисование
День здоровья

- Утренняя гигиеническая
гимнастика в классах.

- «Пятиминутки здоровья»

Ежегодно

Кл. руководители
Учитель истории

Ежегодно февраль

Заместитель
директора по ВР,
кл. руководители,
учителя,
библиотекарь

Ежегодно апрель

Кл. руководители

Ежегодно 7 апреля

Кл. руководители,
учителя

12.

13.

14.
15.

(беседы о здоровом образе жизни)

Чтение пословиц о здоровье.

Математика: решение задач о
спорте

Сочинение на тему «Твоя
формула здоровья»

Оформление фото - выставки

Классные часы «Я здоровье
берегу, сам себе я помогу!» .
Анкетирование.

В течение дня проведение
уроков физической культуры под
девизом «В здоровом теле –
здоровый дух!»

На уроках ОБЖ, биологии,
физической
культуры
профилактические беседы на тему
«Как сберечь здоровье», на уроках
истории «История олимпийского
движения»,
на
уроках
изобразительного
искусства
тематическое рисование.

Тематические пятиминутки
на уроках иностранного языка: «Мы
– за здоровый образ жизни!»

На уроках русского языка
написание мини-диктантов «Если
хочешь быть здоров.»

Веселая спортивная эстафета
на школьном стадионе

Выставка книг, брошюр,
подборка материалов газет и
журналов по теме «Укрепление и
сохранение здоровья детей»

Прогулки на свежем воздухе
после уроков
День космонавтики.

Классные часы.

Конкурс рисунков
День семьи

Классные часы совместно с
родителями

Конкурсы стихов и рисунков

Концерт
Конкурс социальных проектов «Я гражданин России»
Вахта памяти:

Классные часы на военно –
патриотическую тематику, уроки
Мужества

Уборка территории школы.

Ежегодно
12 апреля

Кл. руководители,
учителя

Ежегодно
15 мая

Кл. руководители,
учителя

Ежегодно

Кл. руководители,
учителя
Заместитель
директора по ВР, Кл.
руководители,
учителя

Ежегодно
май

16.


Акция «Письмо ветерану»

Участие в городском
конкурсе чтецов, посвященном Дню
Победы

Изготовление открыток и
сувениров ветеранам Великой
Отечественной войны и труда.

Участие в городском кроссе,
посвященном Дню Победы

Тематический обзор
литературы о Ввеликой
Отечественной войне, о современной
жизни в Армии и на Флоте в
библиотеке

Участие в Митинге на
площади летчиков, возложение
венка

Участие в митинге Возложение венков к памятному
знаку
Популяризация
государственных В течение года
символов России.

Исполнение гражданских
ритуалов, связанных с
государственными символами
России включается
-в проведение торжественных
мероприятий с участием родителей,
общественности, посвященных
государственным праздникам
Российской Федерации
- в местные и общешкольные
мероприятия, праздники (праздники
начала и окончания учебного года,
смотра строя и песни, акта вручения
аттестатов выпускникам
образовательных учреждений и др)

коллективное прослушивание
гимна Российской Федерации в
начальной школе, разучивание
текста гимна;

циклы бесед, посвященных
истории возникновения флага и
герба Российской Федерации, флагов
и гербов республик в составе
Российской Федерации, текста и
музыки гимна Российской
Федерации.

выставки политической и
художественной литературы о
символах государства в библиотеке

Педагогический
Коллектив,
библиотекарь

17.

18.

19.

В течение года
Работа школьной библиотеки по
патриотическому воспитанию
обучающихся:

Чтение вслух и рассказ о
содержании книг.

Тематический обзор
литературы о Великой
Отечественной войне, о современной
жизни в Армии и на Флоте .

Конкурсы на лучшего чтеца.

Читательские конференции.

Литературные утренники по
военно-патриотической тематике.

Встречи с ветеранами
Великой отечественной войны,
узниками концлагерей,
блокадниками Ленинграда,
тружениками тыла.
В течение года
Работа по обновлению школьного
Зала боевой славы

Библиотекарь

День открытых дверей

Заместитель
директора по ВР, кл.
руководители

Ежегодно

Руководитель зала
Боевой Славы

4. Вневедомственное сотрудничество.
№ п/п
1.
2
6.

7.

8.

9.

Мероприятия
Уроки патриотизма
Выступления хора ветеранов войны и
труда «Огонек»
Показательные выступления
военнослужащих в/ч 3644 КАЭС, с
демонстрацией оружия
Сотрудничество с информационным
центром КАЭС, участие в
экскурсиях, занятиях, конкурсах.
Сотрудничество с ГОВД

Классные часы на тему
«Законы для всех обязательны»

Беседы с обучающимися на
правовые темы.
Взаимодействие с ФСБ г. Полярные
Зори по привлечению специалистов к
проведению мероприятий,
направленных на профилактику
экстремизма среди обучающихся
школы

Сроки
Ежегодно
Ежегодно

Ответственные
Совет ветеранов
Совет ветеранов

По договоренности

Шефы в/ч 3644 КАЭС

Ежегодно
Ежегодно

Зам. директора по ВР,
кл. руководители,
педагоги
Работники ГОВД

Ежегодно

Работники ФСБ

5. Межпредметные связи.
№ п/п
1.

6.

Мероприятия
Обогащение содержания гражданско –
патриотического воспитания в рамках
изучения курсов истории,
обществознания, ОБЖ, физической
культуры, литературы, русского языка,
географии, музыки, изобразительного
искусства.

Ответственные
Учителя - предметники

Взаимодействие с родителями.

№ п/п
1.

Мероприятия
Тематические родительские собрания

2

Участие родителей в Дне открытых
дверей, в семинарах, в школьных
мероприятиях
Индивидуальные беседы, консультации

3

Сроки
В соответствии
с тематическим
планом

7.
Экскурсии.
№ п/п Мероприятия
1.
Экскурсии по Мурманской области
2.

Экскурсии по городу и окрестностям

3.

Экскурсии по городам России.

4.

Экскурсии в Информационный центр
КАЭС

Сроки
В течение
года
В течение
года

Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители

В течение
года

Классные
руководители

Сроки
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года

Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».