Программа профилактики суицидального поведения обучающихся

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 3 ИМЕНИ Д.К. БУЛГАНИНА»
ПРИКАЗ
№ 421

29.12.2020
Об утверждении программы профилактики
суицидального поведения обучающихся
МБОУ ООШ №3 на 2021-2025 годы

С целью предотвращения суицидальных попыток среди обучающихся
разных возрастных групп в МБОУ ООШ №3 и на основании решения
педагогического совета (протокол №5 от 05.11.2020 года)
П Р И К А З Ы В А Ю:
1.
Утвердить программу (далее Программа) профилактики
суицидального поведения обучающихся МБОУ ООШ №3 на 2021-2025 годы
(Приложение)
2.
Заместителю директора по ВР Садиловой Т.А.:
2.1 довести содержание данной Программы
педагогических работников в срок до 31.01.2021 года;

до

сведения

2.2 проводить анализ реализации Программы на заседаниях МО
классных руководителей, МС, педагогических советах.
3.
Классным руководителям и учителям-предметникам при
планировании воспитательной работы в классах руководствоваться данной
Программой.
4.
Контроль за исполнением данного приказа возложить на
заместителя директора по ВР Садилову Т.А.
Директор МБОУ ООШ № 3
С приказом ознакомлена:

Л.С. Орлова
Т.А. Садилова

Приложение
к приказу № 421
от 29.12.2020 года
Программа профилактики суицидального поведения
обучающихся МБОУ ООШ №3 на 2021 – 2025 годы
Пояснительная записка
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными
методами
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно
искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношения к себе и к
миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно
увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди
молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в
настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков
занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди
основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального
поведения детей являются:
 сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,
 социально-психологическое состояние,
 межличностные отношения,
 неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,
 отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем
ребенка со стороны родителей.
Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы
среди детей, совершающих самоубийство.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными
и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной
(защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или
семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия
механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию
непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь,
участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать
трагедий.
В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по
профилактике суицидального поведения учащихся школы.
2. Основные цели и задачи программы
Данная программа предназначена для организации профилактической и
коррекционной работы всех участников образовательного процесса по
предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в
общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных
попыток среди несовершеннолетних школы.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
 создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных
возрастных групп;
 изучение особенностей психолого-педагогического статуса
учащихся, с
последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
 обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
 сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

3. Принципы реализации программы:
 Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого
участника образовательного процесса.
 Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности
каждого участника образовательного процесса.
 Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как
самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
 Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
 Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного
процесса.
4. Основные направления деятельности:
 Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но
имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
 Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
 Профилактическая работа со всеми учащимися школы.
 Работа с неблагополучными семьями.
 Просветительская работа с родителями учащихся.
5. Содержание основных понятий.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не
закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека
влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной
атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с
другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в
процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка,
которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным
пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и
примыкающий к нему более широкий ряд феноменов агрессии и саморазрушения
следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека,
не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в
данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения
себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых
является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием
социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального
климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е.
тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени
разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных
на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они
есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
6. Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и
психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением
и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации
взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно
планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах
преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения

О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде
случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание
родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом
против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой
шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения
одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни.
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в
трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Напряжения, ухода от
той ситуации, в которой волей -неволей он оказывается.
Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие
несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в
какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными
переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст.
Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими
празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое
несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может
провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «Апрель
— самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем
среднегодовой.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и
при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является
одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или
патохарактерологических реакциях.
При изучении суицидального поведения следует различать следующие типы:
Демонстративное поведение.
При демонстративном поведении способы
суицидального поведения
чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами,
изображения повешения
Аффективное суицидальное поведение.
При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам
повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение.
При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Предсуицидальный синдром.
Психологический
симптомокомплекс,
свидетельствующий
о
надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики,
длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и
месяцев, наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия
тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.
Дети - суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их
родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в
интернатах или с приемными родителями.
Как заметить надвигающийся суицид. признаками эмоциональных нарушений
являются:
Внешний вид и
 Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
поведение
 Гипопомия
 Амимия
 Тихий монотонный голос
 Замедленная речь
 Краткость ответов
 Отсутствие ответов
 Ускоренная экспрессивная речь
 Патетические интонации
 Причитания
 Склонность к нытью
 Общая двигательная заторможенность

Эмоциональные
нарушения

Психические
заболевание

Оценка жизни
собственной

Взаимодействие
с окружающим

Вегетативные
нарушения

 Бездеятельность, адинамия
 Двигательное возбуждение
 Скука
 Грусть
 Уныние
 Угнетенность
 Мрачная угрюмость
 Злобность
 Раздражительность
 Ворчливость
 Брюзжание
 Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
 Чувство ненависти к благополучию окружающих
 Чувство физического недовольства
 Безразличное отношение к себе, окружающим
 Чувство бесчувствия
 Тревога беспредметная (немотивированная)
 Тревога предметная(мотивированная)
 Ожидание непоправимой беды
 Страх немотивированный
 Страх мотивированный
 Тоска как постоянный фон настроения
 Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
 Углубление мрачного настроения при радостных событиях
вокруг
 Депрессия
 неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом,
внутренним напряжением и тревогой
 маниакально-депрессивный психоз
 шизофрения
 Пессимистическая оценка своего прошлого
 Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
 Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
 Отсутствие перспектив в будущем
 Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
 Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия,
апелляция к врачу за помощью
 Склонность к нытью
 Капризность
 Эгоцентрическая направленность на свои страдания
 Слезливость
 Расширение зрачков
 Сухость во рту ("симптомы сухого языка")
 Тахикардия
 Повышенное АД
 Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
 Ощущение комка в горле
 Головные боли
 Бессонница
 Повышенная сонливость
 Нарушение ритма сна
 Отсутствие чувства сна
 Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
 То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)

Динамика
состояния в
течение суток











Запоры
Снижение веса тела
Повышение веса тела
Снижение аппетита
Пища ощущается безвкусной
Снижение либидо
Нарушение менструального цикла (задержка)
Улучшение состояния к вечеру
Ухудшение состояния к вечеру

Психодиагностика суицидального поведения.
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает
понять окружающим о своем намерении. Самоубийства часто не возникают
внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней
каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился
совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои
стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются
легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства,
посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до
этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут
возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи,
соцработники и семья не слушают их.
Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства.
Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение. Часто
желания за и против суицида настолько уравновешены, что если близкие в эти
минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в
сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с
суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках
самоубийства.
Различают склонности к суицидальному поведению в зависимости от типа
личности. Так, приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды,
в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов
отмечались астенические черты.
Диагностика
предсуицидального
синдрома
имеет
важное
профилактическое значение. Лица, находящиеся в предсуицидальном периоде,
нуждаются в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую
практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от
самоубийства. К их числу относят отсутствие психических заболеваний,
протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в
семье; когнитивное функционирование, не достигшее уровня конкретного или
формального мышления, наличие культуральных и духовно-религиозных факторов,
делающих суицид менее приемлемым или табулирующих его, проведение
индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и
избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или
психотической личности (сенситивчооть, склонность к депрессивным состояниям у
шизоидов и циклоидов).
Роль педагога в работе с суицидальными детьми
Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи
специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами -значит
поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.
Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту
роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и
первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может
выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки
проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.
Педагог может обратить внимание школьного фельдшера, родителей,
администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может
предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние
и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы
специалиста.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу
вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
Рекомендации для учителей и психологов
1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, пережившего стрессовую
ситуацию. В первые недели
обычно отмечаются тенденция к уходу,
агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к
этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте
вопреки ребенку.
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда
легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с
ним, выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами,
но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение
имеет для ребенка огромное значение. Это позволяет ребенку почувствовать, что
вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему.
3. Старайтесь быть в контакте с родителями. Ребенок быстро почувствует связь
между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с
родителями изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Что можно сделать для того, чтобы помочь
 Подбирайте ключи к разгадке суицида.
 Примите суицидента как личность.
 Установите заботливые взаимоотношения.
 Будьте внимательным слушателем.
 Не спорьте.
 Не предлагайте неоправданных утешений.
 Предложите конструктивные подходы.
 Вселяйте надежду.
 Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
 Обратитесь за помощью к специалистам.
Циклограмма мероприятий по реализации программы:
Содержание работы
Сроки
Ответственный
Совместная работа с педагогическим коллективом
Выявление и реабилитация несовершеннолетних В течение года
Кл. руководители
и их семей, оказавшихся в трудной жизненной
Зам. директора по ВР
ситуации.
Составление базы данных по социальносентябрь
Зам. директора по ВР
неблагополучным семьям.
Проведение индивидуальных профилактических В течение года
Кл. рук-ли
мероприятий с семьями социального риска.
Зам. директора по ВР
Оказание посильной юридической помощи
По запросу
Зам. директора по ВР
семьям, находящимся в трудной жизненной
ситуации.
Информационная
и
организационно
- В течение года
Зам. директора по ВР
посредническая помощь семьям, находящимся в
(по запросу)
социально – опасном положении: содействие в
получении статуса многодетной, малоимущей
семьи, помощь в оформлении опеки над
несовершеннолетним.

Проведение рейдов «Поддержка» по семьям
учащихся группы риска.
Заседание Совета по профилактике

ежемесячно
1 раз в
четверть,
остальное
время по мере
необходимости
Каникулярное
время

Участие в организации оздоровления и отдыха во
внеурочное время детей из неблагополучных и
малообеспеченных семей.
Организация
работы
с
педагогами
по В течение года
профилактике профессионального выгорания.
Проведение
занятий
из
повышения
Один раз в
эмоциональной устойчивости педагога
четверть
Информирование педагогов по теме «Возрастные
сентябрь
психолого-педагогические
особенности
подростков»
Информирование педагогов по теме «Причины В течение года
подросткового суицида. Роль взрослых в
оказании помощи подросткам в кризисных
ситуациях»
Повышение
психолого-педагогической В течение года
компетенции всех участников УВП.
Работа с обучающимися
В течение года
Психологические классные часы:
(по запросу)
 «Как научиться жить без драки» (3 кл)
 «Я – уникальная и неповторимая
личность» (5-6 кл, цель: формирование
позитивного отношения к другим людям
(толерантности)
 «Мир глазами агрессивного человека» (8
класс.)
 «Подросток и конфликты» (8-9 класс)
 «Проблема отцов и детей в современном
обществе» 8-9 классы.)
 «Стресс в жизни человека. Способы
борьбы со стрессом» (8-9 класс)
 «Способы саморегуляции эмоционального
состояния» (9 класс)
Классные часы по безопасной работе в сети В течение года
Интернет
- «Безопасность в сети Интернет»,
- Игромания – это серьёзно»
- «Развлечения и безопасность в Интернете»,
- «Темная сторона Интернета»
- «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в
Интернете»,
«Остерегайся мошенничества в Интернете»
Беседы
на
уроках
информатики
:
«Безопасность при работе в Интернете», «О
личной безопасности в Интернет», «Сетевой
этикет», «Этика сетевого общения», «Форумы и
чаты в Интернет»
Организация и проведение конкурса детских
работ:
«Мой
безопасный
Интернет»
с
номинациями: Плакат, рисунок.
Правовые классные часы:
В течение года

Кл.рук-ли
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
психолог
Зам. директора по ВР,
психолог
Зам. директора по ВР,
психолог
Зам директора по ВР.
Кл. рук-ли,
психолог, родители.

Классные руководители

Зам. директора по



(по запросу)
«Уголовная
и
административная
ответственность несовершеннолетних» (79 классы);
 «Права и обязанности учащихся школы»
(5-7 классы);
 «Пивной фронт. За кем победа?» (7-9
классы);
 «Умей сказать «нет»» (5-9 классы);
 «Вредные и полезные привычки» (5-9
классы)
Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1
сентябрь
класс; цель: снятие тревоги первых дней и
месяцев школьной жизни, смягчение процесса
адаптации)
Занятие «У нас новенький!» (2-4 класс, цель:
сентябрь
организация взаимодействия между детьми для
знакомства и принятия нового ученика
коллективом класса)
Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов
октябрь
(цель: обучение позитивному восприятию себя и
другого человека)
Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель:
октябрь
развитие эмпатии, понимания другого, обучение
сотрудничеству)
Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация
ноябрь
детско-родительских отношений)
Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель:
декабрь
формирование навыков уверенного поведения и
умения противостоять давлению) 9 класс
Психолого-педагогическая
поддержка
Март-апрель
выпускников в период подготовки к ГИА
Открытка от одиночества (цель: формирование
апрель
чувства уверенности в собственных силах,
способности
справиться
с
жизненными
проблемами самостоятельно, развитие эмпатии)
Комплексная
программа
первичной
По запросу
профилактики наркозависимости, алкоголизма и
табакокурения
Организация
внеурочной
занятости В течение года
обучающихся, привлечение их к занятиям в
учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями
Родительские собрания, лектории:
По плану, по
запросу
 «Безопасность детей в сети Интернет»
 «Возрастные психолого-педагогические
особенности
(младший
школьник,
подросток)»;
 «Наши ошибки в воспитании детей»;
 «Причины подросткового суицида. Роль
взрослых в оказании помощи подросткам
в кризисных ситуациях»;
 «Родители меня не понимают или как
услышать подростка»;
 «Родительская любовь»;
 «Как подготовиться к экзаменам и
сохранить здоровье»;
 «Капля никотина убивает лошадь»;

ВР

Кл. рук-ль, психолог

Кл. рук-ль, психолог

Кл. рук-ль, психолог
Кл. рук-ль, психолог
Зам.директора по ВР
Кл. рук.
Кл. рук-ль, психолог
Кл. рук-ль, психолог
Кл. рук-ль, психолог

Кл. рук-ль, психолог,
мед. работник
Классные
руководители
Психолог,
Зам. директора по
ВР



«Серьезный
мир
несерьезных
подростков»;
 «Про
«Это»…»
(подростковая
сексуальность);
 «Доброе начало, или Как помочь
первокласснику адаптироваться к школе»;
 «Понять. Простить. Принять»;
 «Я бы в дворники пошел… или Как не
отбить у детей желание учиться»;
 «О любви – взрослые и дети»;
 «Школьная травля, как
один из
подводных камней школьной жизни»;
 «Ваш ребенок—пятиклассник»;
 «Родители
и
дети
–
поиски
взаимопонимания»;
 «Правовые основы семейного воспитания:
права и обязанности родителей и детей»;
 «Курение и статистика»;
 «Давайте будем учиться вместе со своими
детьми»
 Дискуссионный клуб для родителей «От
отчаяния к надежде»
 Психолого-педагогическое
консультирование родителей (законных
представителей) по вопросам проблемных
(конфликтных)
взаимоотношений
с
детьми.
Диагностика
Учащиеся
Исследование социального статуса
ежегодно
Исследование уровня адаптации (1, 5 классы)

ноябрь

Исследование уровня тревожности(1,5,9 кл)

февраль

Исследование уровня агрессии (7,8 кл)

по запросу

Определение склонности к девиантному
поведению
Родители
Диагностика родительского отношения в случаях
проблемных (конфликтных) взаимоотношений с
детьми

по запросу

по запросу

Психолог,
кл. рук-ль
Психолог,
кл. рук-ль
Психолог,
кл. рук-ль
Психолог,
кл. рук-ль
Психолог,
кл. рук-ль
Психолог,
кл. рук-ль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».